8 часов 15 минут. Таки большой разговор Лукашенко. Настолько, что последние часы мои мысли были заняты прежде всего попытками разгадать физиологическую стойкость собравшихся.
Из наблюдений. Задать вопросы могли все желающие. И лояльно, и враждебно настроенные. Так, слово дали CNN, BBC и другим западным СМИ. Более того, между первыми и вторыми регулярно вспыхивали дебаты.
И это впечатлило. Подобного я никогда не видела на пресс-конференциях президентов.
Впрочем, это была таки не пресс-конференция, а именно разговор. Скорее эмоциональный, чем по факту. Лукашенко хотелось выговориться. Чувствовалось, что Батька обижен, чего не скрывал. На оппозицию и тех, кто ее поддержал, на западные и иногда российские СМИ. Фраза, которая врезалась в память: «Не волнуйтесь, Лукашенко уйдёт. Возможно, скоро»
Меня, конечно, интересовала украинская тематика. Украина уже перешла красную линию в отношениях с Беларусью. Когда, даже не дожидаясь ЕС, прекратила авиасообщение с Минском. Об этом Александр Лукашенко сказал, отвечая на мой вопрос.
Сегодня Отношения Украины и Беларуси на критически низком уровне. Я спросила, при каких обстоятельствах может быть хуже. Где та самая точка невозврата. Так вот, на его взгляд, она уже пройдена.
Лукашенко ещё раз подтвердил намерение открыть прямое авиасообщение с Крымом. Поясню, почему назвала этот вопрос болезненным для Киева. Это не просто самолёты в Крым, это маркёр. Все эти годы беларусские самолёты не летали напрямую на полуостров. Лукашенко удавалось лавировать между Украиной и Россией, сохраняя нейтралитет и позицию миротворца.
«Вы сами открыли мне дорогу в Крым..»Можно не любить Лукашенко и не разделять его политику, но запретив полеты беларусским авиакомпаниям, Украина потеряла друга и союзника.
Навсегда ли?
В октябре 19-го года Батька сказал, что никогда не допустит вторжения третьей страны в Украину через беларусскую границу. «Разве что на тракторе» - пошутил Григорьевич на встрече с Зеленским. Я спросила, может ли он сейчас подтвердить свои слова.
«Вам точно не стоит опасаться угрозы со стороны Беларуси.» - таким был ответ Лукашенко.
За 2 коротких визита в Беларусь я успела проникнуться этой страной. Я правда болею за неё и желаю светлого будущего. Каким путём к нему идти - дело самих беларусов.
Но сигналов о том, что над Минском снова сгущаются тучи - предостаточно. И главный, к сожалению, трагичный - раскол в обществе. В Украине он привёл к трагедии.
А напоследок Лукашенко ответил на нашу просьбу рассмотреть вопрос о возможности трансляции Первого Независимого в Беларуси. Это было бы здорово. Чтоб канал, который по беспределу закрыли в Украине, могли смотреть соседи.