Нагнетание истерии вокруг цен на газ в мире и Европе все больше напоминает такую же истерию вокруг ковида. Цель одна — деньги и влияние...
Все кому не лень пугают нашего обывателя тем, что цены на газ в Европе перевалили за 500 долларов за тысячу кубов и устремились дальше.
Действительно, биржевые, так называемые спотовые, цены на газ перевалили за 500 долларов за 1000 кубов. И поговаривают уже о 600 долларах... Более того, несколько лет назад на каком-то очередном спекулянтском качке рынка эта цена достигала даже 1000 долларов. Но по таким ценам в Европе потребляется, по разным оценкам, около 20% газа. Обычно это небольшие объемы топлива, которые докупаются на рынке в случае, если в какой-то момент образовалась кратковременная «дырка» в газовом балансе и ее нужно закрыть.
Львиную долю газа Европа потребляет по долгосрочным контрактам, цена на газ по которым колеблется в диапазоне 200-300 долларов за тысячу кубов.
Конечно, 300 долларов — это тоже немалая цена, но это не 500 биржевых долларов, которым нас пугают разного рода специальные «дилеры общественного мнения». Тем более это не 700 долларов, по которым сейчас газ закупает Китай.
Кстати, рост цены на газ в Европе объясняют, в том числе, ростом спроса и, соответственно, цены на топливо в Китае по причине бурного роста тамошней экономики после выхода из коронакризиса.
Кроме скачка цен в Китае, росту цен поспособствовал «Газпром», который сейчас откровенно «банкует», компенсируя прошлогодние убытки из-за обвального падения цен, потери от санкций и прочие «трабблы», вплоть до обид и огорчений.
Но кроме этого, рост цен на газ в Европе имеет и внутриевропейские объективные причины.
Прежде всего, это достаточно холодная зима 2020-2021 годов, на выходе из которой европейские газовые хранилища оказались сильно опустошенными. Поэтому сейчас идет активная, хоть и с проблемами, закачка газа в хранилища, что толкает цены вверх. К этому надо добавить, повторим, восстановление после кризиса и рост экономики, и, по всем прогнозам, потребность в газе в обозримом будущем будет расти, то есть надеяться на снижение цен не следует. Существенное влияние на рост цен оказала прошлогодняя огромная денежная "ковидная" эмиссия американского Федерального резерва и Евроцентробанка. Кроме того, Европа сама себе усложнила жизнь так называемым «зеленым курсом», прежде всего отказом от угольной тепловой генерации, что, опять-таки, резко повышает спрос на газ. К этому следует добавить отказ Германии от атомной энергетики, ведущий к тем же последствиям в виде роста потребности в газе.
И все же, важнейшим фактором роста цен является нехватка газа, в чем обвиняют «Газпром». Но при ближайшем рассмотрении там все сложнее, и причина кроется далеко не только в играх «Газпрома», хотя нынешний дефицит газа объективно на руку «Газпрому».
Широкий резонанс получил тот факт, что «Газпром» отказался увеличивать прокачку газа через украинскую газотранспортную систему, хотя пресловутый «Северный поток-2» еще достраивается и неизвестно, когда он реально начнет функционировать, а на «Северном потоке-1» ведутся ремонтные работы. Хотя, например, два года назад при таком ремонте прокачка газа через нашу ГТС существенно увеличивалась.
По словам руководителя предприятия «Оператор ГТС Украины» Сергея Макогона, два года назад при ремонте "СП-1" транзит через Украину был увеличен на 50 млн кубов в сутки до 300 млн кубических метров в сутки, тогда как сейчас транзит не увеличился и составляет 125 млн кубов в сутки, хотя украинская ГТС может транспортировать намного больше, и эти возможности выставлялись на аукцион, но «Газпром» их проигнорировал.
Более того, вместо наращивания транзита «Газпром» для выполнения своих обязательств перед европейскими контрагентами начал отбор своего газа из европейских хранилищ, и это среди лета, когда должна вовсю идти закачка. Очевидно, что это резко толкает цены вверх, в чем «Газпром» заинтересован, поскольку это позволяет «на ровном месте» увеличивать выручку. Как говорится, «только бизнес и ничего личного»...
Но очень многие в этом усматривают политику, поскольку таким образом «Газпром» не только получает больше денег, но и подталкивает Европу к скорейшему завершению строительства и запуску "Северного потока-2".
Впрочем, есть несколько иное мнение. Суть его в том, что в первом полугодии «Газпром» уже поставил в Европу около 100 млрд кубов топлива, и это чуть ли не исторический максимум, в результате которого доля поставок российского газа в Европе возросла с 30% до более чем 40%. Иными словами, «Газпром» исполнил известную арию «Извини, все, что смогла!». В конце концов объемы газа в России не безграничны и им самим газ тоже нужен.
По последним данным, экспорт газа «Газпромом» в дальнее зарубежье за 7 месяцев 2021 года вырос на 23% по сравнению с 7 месяцами 2020 года — до 115,3 млрд куб. м, сообщила компания, тем самым приблизившись к рекорду 2018 года, когда за 7 месяцев было поставлено 117 млрд кубометров топлива.
В этом смысле даже ввод в эксплуатацию "СП-2" мало что даст, поскольку газа от этого больше не станет, а потребности растут. Здесь следует вспомнить, что пару лет назад в Европе прогнозировали рост потребности и дефицит газа, о чем далее.
В то же время существенно сократили поставки газа другие европейские поставщики, прежде всего Норвегия, которая прекратила добычу на крупном месторождении Гронинген из-за его негативного влияния на экологию. Здесь следует напомнить, что европейский газовый баланс — это далеко не только «Газпром», но и та же Норвегия, доля которой в этом балансе тоже доходила до 30 и даже более процентов. Есть проблемы и у других европейских производителей газа. Сократились поставки в Европу сжиженного газа из-за переброски его обхемов на азиатские рынки, где цены существенно выше.
Но «Газпром», в любом случае, «банкует» и делает, надо сказать, это мастерски, вынимая из карманов европейских потребителей пусть даже не 500, а 300 долларов по долгосрочным контрактам, хотя ровно год назад, помнится, и за 50 долларов было за счастье продать.
По последним данным, с 31 июля по 1 августа российский концерн сокращал и останавливал закачку газа в европейские хранилища. Также сокращены поставки голубого топлива по газопроводу «Ямал-Европа» через Беларусь и Польшу в ФРГ с 84 миллионов кубометров до 50 миллионов кубометров. Такие действия объясняют тем, что российские хранилища заполнены крайне недостаточно и их заполнение является сейчас приоритетом для «Газпрома», что вполне объяснимо после рекордного отбора газа из российских ПХГ зимой в объеме около 61 млрд кубометров. При этом закачать газа в российские ПГХ запланировано на 16 млрд кубов больше, чем в 2019 году, а добыча газа при этом планируется даже немного меньше, то есть заграница недосчитается, как минимум, этих 16 млрд кубов, если в «Газпроме» не повысят уровень добычи.
В целом в Европе сейчас имеет место острый дефицит газа. По состоянию на 2 августа, наполненность хранилищ в Европе составила всего 57, 54%, что более чем на 16% ниже, чем в среднем за 5 лет.
Впрочем, глупо все сводить к проискам "Газпрома" и лично Путина. Ведь Международное энергетическое агентство еще в 2019 году предсказывало к 2025 году дефицит газа в объеме свыше 160 млрд кубов, но коронакризис и ряд политических факторов ускорили наступление этого дефицита.
Становится очевидным, что ни в Европе, ни Украине к этому дефициту никто не готовился. Теперь только и остается, что винить во всем "проклятого Путина", чтобы отвлечь внимание от собственных безответственных, часто просто глупых действий...
Усложнила Европа сама себе жизнь и упорным внедрением норм так называемого Третьего энергопакета. При этом некоторые нормы вызывают вопросы. В данном контексте это касается нормы о постепенном отказе от долгосрочных контрактов и переходе к биржевой торговле газом.
Можно сколько угодно и вполне справедливо критиковать долгосрочное контрактование за недостаточную прозрачность сделок, коррупционные риски и так далее. Но биржевая спекуляция ничем не лучше, что, кстати, сейчас и наблюдается.
В настоящее время начался достаточно активный перевод газовых сделок на биржу, и туда, что называется, «ломанулись» спекулянты с целью банальной наживы. Спекулянтам ведь все равно, на чем и когда спекулировать — хоть в войну патронами, в голод хлебом... А хоть бы и газом во время подготовки к отопительному сезону, когда газовые хранилища в преддверии зимы еще далеки от достаточного уровня заполненности и могут возникнуть проблемы с отопительным сезоном, прежде всего резкое подорожание коммунальных услуг как следствие спекулятивного роста цен.
Словом, переход к биржевой торговле газом является достаточно сомнительным шагом.
И все же при биржевой торговле реальная стоимость основной массы газа, которая идет через биржу, оценивается сейчас примерно в 350 долларов. Это весьма высокая цена, если сравнивать с прошлым годом, но это далеко не 500, тем более не 600 долларов, которыми нас пугают, чтобы иметь основание как можно сильнее взвинтить цены на внутреннем рынке.
В связи с этим возникает следующий вопрос. Отечественная верхушка еще при «папередниках » повесила на Украину обязательство по привязке внутренней цены на газ к голландской бирже TTF. Сам факт привязки цены на газ в Украине, которая имеет довольно серьезные запасы и добычу газа, не просто к цене в Европе, но еще и на бирже, вызывает вопросы не только по части психиатрии, но и сугубо уголовного характера. Повторим, что Европа еще далеко не перешла с долгосрочных контрактов на биржевую торговлю газом и этот процесс будет длиться еще долго, а потому торопиться с привязкой в бирже было совершенно ни к чему. Да, собственно, и Третий энергопакет Украине нуже, как корове седло, но это отдельный вопрос.
И вот теперь нас пугают спекулянтско-спотовыми ценами в 500, 600 и так далее долларов, хотя в реальности даже биржевые цены существенно ниже.
Чтобы еще сильнее подогреть ситуацию в Украине, был запущен слух о том, что дешевого газа отечественной добычи, выделенного населению, не хватит.
Но при ближайшем рассмотрении, даже в условиях нынешнего снижения внутренней газодобычи, в 2020 году население Украины потребило 8,15 млрд кубов газа, а только государственная Укргаздобыча за этот период добыла 14,2 млрд кубов, причем во 2 и 3 квартале прошлого года УГД добывала за месяц больше газа, чем население потребляло за три месяца (!). А за первые 6 месяцев уже этого года УГД добыла 9,75 млрд кубометров природного газа, то есть больше, чем потребляет население за год. А это значит, что Украина способна полностью обеспечить отечественным газом бытовых потребителей вкупе еще и с тепловиками.
Словом, газ для населения и коммуналки вроде как есть. По крайней мере, пока... Если не украдут...
Относительно цен для населения пока особых причин для беспокойства тоже нет, по крайней мере, на год. Подавляющее большинство населения было автоматически переведено на годовые контракты по цене 8-8,5 грн за кубометр. Правда, повезло не всем, и в ряде регионов стоимость газа с доставкой для населения может достигать 15 гривен за кубометр.
А вот у коммунальщиков, прежде всего у теплокоммунэнерго, ситуация несколько хуже. Они будут получать от «Нафтогаза» газ по 7,42 грн за кубометр, но только по квотам, а их на весь отопительный сезон может не хватить. Примерно 10-15% объемов придется закупать на рынке, то есть по цене 20 гривен, как для промышленности. Поэтому рост тарифов на отопление и горячую воду может оказаться еще больше, чем прогнозировалось ранее, хотя уже сейчас говорят о росте тарифов на отопление и горячее водоснабжение на 30-70%.
Но хуже всего промышленности и вообще бизнесу.
В свете газового психоза на европейских биржах на Украинской энергетической бирже на сентябрь газ уже предлагается по огромной цене — 18,4-18,7 тысячи гривен за тысячу кубометров. Это «голая» цена газа без стоимости доставки. Поэтому полная стоимость может составить 20-21 гривну за кубометр.
Это удар по промышленности и вообще по бизнесу. Это ценовой шок, в том числе для населения, поскольку это повлечет за собой рост цен на широкий спектр товаров и услуг, в том числе на продукты питания и товары первой необходимости. Вполне возможно, что это спровоцирует скачок тарифов на электроэнергию как для промышленности, так и для населения.
Наконец, такую цену на газ очень многие бизнесы и производства просто не выдержат и закроются. Результатом станут ускорение деиндустриализации страны и ее деградация.