Продавит ли Супрун медреформу?
Депутаты Верховной Рады вернулись в зал парламента, но явно с летним настроением, – свой первый рабочий день они провели вяло. Исключением из этого вялого дня стало лишь внеплановое включение в повестку дня законопроекта о медицинской реформе – но и оно было сделано не по собственной инициативе, а под давлением активистов, собравшихся у стен Рады.
В принципе, активистов было не так уж и много, но они утроили перфоманс, попавший во все новостные ленты. А самое главное – вместе с активистами была и. о. министра здравоохранения Супрун, продвигающая себя как крестную мать медреформы. Она вообще развила бурную деятельность, видимо, рассчитывая на утверждение в качестве министра без "и. о.".
Что касается самой медреформы, по ней ничего нельзя сказать ни по финансированию, ни по организации. То, что предлагает Супрун, – большей частью перепевки предлагавшегося прошлыми министрами, причем конкретики в этих предложениях не так уж и много. Основная суть предлагаемой реформы – легализовать платежи за услуги, которые большей частью и так оплачиваются, но черным налом. Правда, даже в этих условиях была возможность получать медицинскую помощь бесплатно, если не было денег платить. После принятия реформы никакой альтернативы не будет - нужно платить. Кроме некоего гарантированного пакета услуг. Правда, из законопроекта Супрун непонятно, что же в него будет входить.
До сих пор перспективы голосования за такую неоднозначную реформу непонятны. Есть шанс, что Рада ее завалит. Есть шанс, что депутатов удастся додавить и они проголосуют. В качестве компромисса может быть прописан вариант пилотного внедрения реформы на базе одной или нескольких областей. Эта информация уже стало поводом для троллинга. В качестве "подопытной" области предложили взять Винницкую - откуда родом премьер Гройсман и многие представители нынешней власти.
Власть хочет диктатуры?
Пока власть потихоньку вводит цензуру в информпространстве, ее представители уже в открытую говорят о необходимости введения диктатуры. "Я сторонник более жестких мер – диктатуры… "Нам просто вешают лапшу на уши, называя это демократией", – заявил замминистра оккупированных территорий Тука. И объяснил, что выборы при демократии продажные, потому что в итоге все покупается.
Незадолго перед этим звучало заявление лидера фракции "Народный фронт" Юрия Береза, который пообещал "ночь длинных ножей" оппозиции, если она вдруг возьмет реванш на выборах.
Все это, безусловно, не ново. Еще в 2009-м Тимошенко в запале сказала на ТВ: "А кто вам сказал, что люди не хотят диктатуры?!". Но в 2009-м был такой разгул демократии, что подобные заявления всерьез принять было невозможно. Сейчас же, когда спикером парламента является один из основателей Социал-националистической партии, невольно вспоминаешь о том, что называть демократию "плутократией" начали именно национал-социалисты в 20-х годах прошлого века и что именно они устроили "ночь длинных ножей" в 30-х.
Безусловно, сложно представить националистическую диктатуру в Европе ХХI столетия. Но ведь и 100 лет, после падения всех европейских империй, мало кто мог представить, что возможны диктатуры куда худшие, чем "диктатуры" Вильгельма II и Николая II. Многие успокаивают себя мыслью о том, что Украина крайне зависима от иностранных денег, а потому никакая диктатура в ней без внешней помощи не продержится. Но опять же стоит вспомнить, что в 20-е годы прошлого века в Европе не было более зависимой от зарубежных кредитов страны, чем Германия.
У Тиллерсона нет препятствий для дружбы с Кремлем?
Во внешней политике США происходит очередной зигзаг. Пока вице-президент Пенс продолжает называть Россию одной из главных угроз миру, глава Госдепартамента Тиллерсон заявляет премьеру Новой Зеландии, что "Трамп попросил его попробовать стабилизировать отношения и восстановить доверие" с Россией. Больше того, по словам Тиллерсона, Трамп сказал ему, что "для него не должно быть препятствий для работы по улучшению отношений с Москвой".
Очевидно, что если выбирать между тем, кого из двух топ-политиков Америки слушать в этом случае, то выбор падет на госсекретаря. Вице-президент в Штатах очень часто – пятое колесо в телеге, поставленное лишь для успокоения своей партии, и надо забыть о временах Обамы, когда Байден действительно играл какую-то роль. В администрации Трампа реальный вес в международных вопросах имеет только Тиллерсон.
При этом, безусловно, нужно понять, зачем госсекретарь рассказывал о России премьеру Новой Зеландии, которого этот вопрос вряд ли очень интересовал. Судя по всему, Тиллерсон воспользовался первым подходящим случаем, чтобы объявить о возврате к первоначальному курсу и послать сигнал Кремлю.
Однако Путин и Лавров уже, безусловно, сделали выводы из предыдущего зигзага в американской политике и вряд ли теперь будут держать объятия нараспашку. Начинается сезон длительных торгов, за которыми Украине, безусловно, надо внимательно следить. Ведь в этих торгах она – главный лот.
Почему Аравийский полуостров ополчился на Катар
Тем временем на Ближнем Востоке вчера продолжала разыгрываться "буря в пустыне", которая накрыла маленький Катар. Накрыла она его после визита в регион президента США Трампа, где последний заявил лидерам местных государств, что нужно бороться с финансированием терроризма. И лидеры тут же указали на Катар.
Власти Катара, кстати, не отрицают, что давали большие деньги террористам, близким к ИГИЛ, но утверждают, что им пришлось заплатить миллиард долларов в качестве выкупа за членов семьи правящего дома. Однако соседи считают, что это лишь повод – и потому почти весь аравийский полуостров во главе с Саудовской Аравией (а также африканские исламские государства) разорвали дипломатические отношения с Катаром. Вчера Ле Пен потребовала того же от Макрона во Франции, но новый президент пока молчит.
Разрыв дипотношений (да еще и с целым рядом государств) в нынешней международной практике – вещь беспрецедентная. В прошлом веке она, как правило, сочеталась с объявлением войны, однако в этом случае война малореальна. Саудовская Аравия и ОАЭ не могут начать войну, поскольку ее результатом должно стать свержение эмира и его дома, – однако подобный шаг чреват последствиями для самих аравийцев и их союзников, где правят точно такие же шейхи и эмиры.
Скорее всего, основная цель, преследуемая Эр-Риядом, – надавить на власти Катара, чтобы заставить их отказаться от особого курса, который выражается в поддержке телеканала "Аль-Джазира", предоставлении избирательных прав женщинам и ориентации на Турцию. А террористы в данном случае – только повод для международной общественности. Не стоит забывать, что именно граждане Саудовской Аравии в свое время взрастили "Аль-Каиду".