Заявление президента Франции Эммануэля Макрона о том, что рассматривается возможность введения войск стран НАТО в Украину (хоть, по его словам, консенсуса по этому поводу пока не достигнуто), прозвучало как сенсация.
До сих пор главный тезис всех западных стран в отношении возможности непосредственного участия их армий в войне в Украине можно было описать одним словом - "никогда".
О том, что армии НАТО никогда не будут воевать против России в Украине, а саму угрозу прямого столкновения Альянса и РФ нужно любым способом избежать, заявляли все лидеры ведущих западных стран.
Это же (недопущение прямого столкновения) называлось и главным мотивом при задержках или прямых отказах в поставках различных западных вооружений Украине.
И происходило это не потому, что во главе ведущих стран НАТО находятся русские шпионы, а по вполне очевидной причине: Россия является обладателем крупнейшего в мире ядерного арсенала, а потому прямое столкновение с ней Альянса создает крайне высокую угрозу ядерной войны со взаимным уничтожением.
Тем более что Москва на разных уровнях постоянно дает понять, что в случае войны с НАТО в силу абсолютной несоразмерности потенциалов Альянса и РФ в обычных вооружениях, Россия сразу применит ядерное оружие (не так давно об этом, например, прямо заявил Дмитрий Медведев).
Аналогичные намеки звучали и на случай, если в войну вступит не весь Альянс, а отдельные его члены. В Москве также давали понять, что при таком варианте это будет расценено как объявление войны со всеми вытекающими последствиями.
Именно поэтому любые намеки на участие войск НАТО в войне в Украине ранее сразу пресекались на официальном уровне.
И вчерашние заявления о том, что армии стран Альянса могут быть направлены в Украину, прозвучали как гром среди ясного неба.
Особенно с учетом того, что буквально на днях канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что ФРГ не даст ВСУ ракеты "Таурус", чтобы не провоцировать эскалацию в отношениях с Россией. И сразу после этого Макрон объявляет, что обсуждается отправка войск стран Альянса в Украину, что означает максимально возможную степень эскалации.
Что же в реальности означают эти заявления?
Тут есть как минимум два возможных объяснения.
1. Ситуация на фронте для украинской армии настолько тяжелая (в том числе и по личному составу), что без прямой поддержки войск НАТО удержать оборону ВСУ не смогут. Потому Альянс и европейские страны обсуждают крайние меры в виде отправки своих армий в Украину. В таком случае заявление Макрона выглядит как попытка прозондировать реакцию и европейской общественности, и России на такую возможность и по итогу уже принять окончательное решение – посылать войска или нет.
2. Заявление Макрона – блеф и пиар. С одной стороны, с целью поддержать боевой дух в Украине, продемонстрировав готовность на самые решительные шаги. С другой – побудить европейское общественное мнение согласиться с необходимостью увеличения военных расходов и помощи Украине с аргументом "иначе нам с Россией придется воевать самим" (не так давно похожий аргумент использовал и Байден, убеждая Конгресс разблокировать помощь Украине).
Однако реакция общественности в Европе может оказаться и противоположной. Перспектива прямого столкновения с Россией с угрозой ядерного конфликта, не исключено, увеличит на Западе число сторонников скорейшего прекращение войны в Украине.