Победа Джамалы на Евровидении принесла Украине право уже второй раз проводить у себя европейский конкурс. Подготовка к конкурсу уже стартовала. Пока, правда, в основном на уровне разговоров. "Страна" проанализировала, как стартовал процесс в Украине и какие проблемы нам необходимо решить.
1. Какой город выбрать?
Дискуссия, где должно проходить Евровидение-2017, возникла на ровном месте. В 2005 году такой проблемы не было – изначально было понятно, что конкурс пройдет в столице. Сразу после победы Джамалы, в украинском Facebook появилась идея провести конкурс на родине певицы – в Крыму. Впрочем, понятно, что это скорей элемент "троллинга" россиян.
Но теперь за право провести главный музыкальный конкурс Европы, борются несколько городов. Мэр Днепропетровска Борис Филатов предлагает провести Евровидение на своей вотчине – ведь, по его словам, это "русскоязычный город, остановивший "русский мир", "южная столица" Российской империи, заколотившая в гроб "Новороссию".
Мэр и губернатор Херсона в унисон заявили, что проведение Евровидения станет отличным стимулом для приграничного города и докажет, что Херсон – это Европа. Тоже готовят обращение к президенту. Мэр Одессы Геннадий Труханов предлагает провести конкурс у него в городе. Ну а сама Джамала высказалась за три города – Киев, Львов и Одессу.
Почему города так активно выступают за проведение Евровидения – понятно. Большую часть расходов за проведение конкурса на себя берет Европейский вещательный союз. А поскольку речь идет о больших деньгах, естественно, каждый мэр хотел бы их освоить. Плюс – это повысит туристическую привлекательность города.
Традиционно, конкурс проводится в столицах – но в правилах Евровидения это не прописано. Поэтому теоретически, шансы есть даже у Херсона. Впрочем, мэр Киева Виталий Кличко уверен, что конкурс пройдет в Киеве. Так же думают и в комитете Верховной Рады по вопросам культуры. "Насколько мне известно, финал всегда проходит в столице. Хотя понятно, что многие города хотели бы принять конкурс", - сказал "Стране" замглавы комитета Виктор Еленский.
2. Где взять деньги?
Существенную часть трат на проведение конкурса традиционно берёт на себя "Большая пятёрка" — Великобритания, Франция, Испания, Германия и Италия (членские взносы рассчитываются индивидуально, в зависимости от уровня развития экономики в стране, численности населения и других факторов). Им автоматически гарантируется выход в финал Евровидения. Считается, что эти страны оплачивают 30—50% ежегодных расходов на проведение конкурса.
По экспертным оценкам, городам-организаторам проведение конкурса обходится в десятки миллионов евро. Самыми дорогими конкурсами "Евровидения" считаются шоу в Копенгагене в 2014 году ($60 млн), Баку в 2012-м ($46 млн), Москве в 2009-м ($44 млн).
"В среду у нас будет заседание комитета, где мы будем понимать вопросы финансирования. Часть возьмет на себя государство, часть, мы надеемся, что спонсоры", - говорит Еленский.
В 2005 году Украина потратила на проведение Евровидения 17 млн долларов. Организаторы вложили в конкурс около 10 млн долларов. А после окончания конкурса госфининспекция не досчиталась еще 36 млн грн.
По мнению Яники Мерило, советницы министра инфраструктуры, затраты Украины могут составить от 8 до 15 млн. евро. Она уверена, что прибыль от продажи билетов может покрыть примерно 75% из расходов.
В мэрии Киева пока не знают, сколько денег будет потрачено на мероприятие. Директор "Первого национального" Зураб Аласания уверяет, что Украина потратит меньше, чем Швеция в этом году - то есть, меньше 20 млн. евро.
При этом Евровидение сложно назвать прибыльным конкурсом. Некоторые страны даже периодически отказываются там участвовать, потому что не могут найти средства на организацию "Евровидения" в случае победы их участника. Так, к примеру, решили поступить Сербия, Болгария, Хорватия и Кипр. В этом году от участия в конкурсе "по финансовым причинам" отказалась Португалия.
3. Где провести дешевле?
Львиная доля растрат, которую предстоит взять на себя Украине, придется на развитие инфраструктуры. Еще и поэтому за право проводить у себя конкурс борются несколько городов. О европейской инфраструктуре заявил, в частности Филатов. В Херсоне вообще высказались очень прямо. "Нам нужен развитый аэропорт, современные дороги, европейская инфраструктура для приглашения гостей", - заявил губернатор области Андрей Гордеев.
Киев в этом плане более рентабелен. "Уверен, что то задание, которое есть, - организация конкурса, обеспечения правопорядка, инфраструктуры, транспортного сообщения для гостей, - мы выполним на 100%", - написал в Facebook мэр Киева Виталий Кличко.
В качестве площадки для проведения шоу рассматривается НСК "Олимпийский" - в этом случае, Украина побьет рекорд по количеству зрителей ("Олимпийский" вмещает 50 тысяч человек). Но успеет ли Украина подготовить стадион - вопрос. Поэтому возможен и Дворец Спорта, в котором проходил конкурс в 2005 году (он вмещает 12 тысяч людей). Открытые площадки типа Майдана Независимости (его предлагали пользователи соцсетей) сходу не рассматриваются - по правилам конкурса, площадка должна быть крытой. Над "Олимпийским", в таком случае, могут натянуть временную крышу.
Так выглядела сцена Евровидения в 2005 году в Дворце Спорта
Замглавы киевской горадминистрации Анна Старостенко рассказала "Стране", что в мэрии уже задумались о проведении конкурса. "У нашего города уже сформировалась серьезная инфраструктурная база для организации подобных мероприятий международного уровня с привлечением большого количества туристов - гостиницы, прямые авиасообщения со многими городами Европы и так далее", - говорит Старостенко.
Впрочем, она признает, что проблем в столице хватает. "Впереди еще много работы", - коротко резюмирует она. В мэрии обещают, что в приоритете безопасность, усовершенствование инфраструктуры, транспортной системы и разработка новых туристических маршрутов.
Помимо этого, необходимо наладить ситуации с дорогами, запустить новые автобусы на маршруты, и, возможно, увеличить их число. Также в Киеве острая проблема с парковками и велодорожками. Ну и в целом, важно подтянуть визуальный вид Киева. Европейцам вряд ли понравится мусор, разбитые тротуары, провокационные надписи на стенах и обилие рекламы.
А в сети, тем временем, появляются такие демотиваторы:
4. Как быть с безопасностью?
Безопасность - это один из ключевых вопросов, который беспокоит европейцев. Не случайно организаторы подчеркнули этот момент сразу после победы Джамалы. Хоть они и выразили уверенность, что Украина обеспечит безопасность Евровидения 2017, очевидно, что этот вопрос волнует организаторов конкурса.
Особенно вызывает беспокойство ухудшающаяся криминогенная обстановка в стране. Даже глава Нацполиции Хатия Деканоидзе признает, что ситуация в Киеве не улучшилась с приходом новой полиции. Растет количество краж, нападений на улице и даже убийств. Все это может серьезно подпортить имидж Украины и Киева.
5. Как быть с Россией
Несмотря на то, что Евровидение четко показало, что жители России и Украины не чувствуют друг к другу взаимной ненависти, на уровне политиков все противоположно. Еще до победы Джамалы, в Украине заявили, что откажутся от участия в конкурсе, если выиграет россиянин Сергей Лазарев. В России пока отказываться не планируют. Наоборот, строят планы кого послать. Из наиболее оригинальных идей - отправить на конкурс Шнура, которые "если и не выиграет, то всех пошлет". Или Кобзона с песней "1945". Или, например, какого-то певца с песней "1943", посвященной волынской резне, которую устроила ОУН-УПА против поляков.
Народный депутат Антон Геращенко заявил, что россиян будут пускать по ответу на вопрос "скажи мне чей Крым". Въезд в Украину разрешат только тем, кто признает факт аннексии Крыма и оккупации Донбасса. Не совсем понятно, как Геращенко планирует это проверять, впрочем, далеко не всегда его инициативы продвигались дальше слов.
Но вот черный список российских артистов остается актуальным, а потому непонятно, как будет действовать Украина. Ведь что делать, например, с Филиппом Киркоровым, постоянным наставников российских участников, который выступал в аннексированном Крыму? Или с Иосифом Пригожиным и другими запрещенными артистами? В России уже заявили, что это не прерогатива Киева – решать, кого пускать на Евровидение. Правила едины для всех участниц, а потому, Украине возможно придется совсем отменить эти списки. Если на то будет политическая воля.
Ну, и наконец, остается угроза со стороны радикальных кругов. В нынешних реалиях сложно представить людей на улицах Киева, размахивающих российскими флагами и чтоб при этом они не привлекли внимание парней в балаклавах и в камуфляже.