В сфере здравоохранения 2017 год начался с огромного скандала, который разгорелся между Институтом сердца и Министерством охраны здоровья. Директор Института, известный кардиохирург Борис Тодуров обвинил главу Минздрава в том, что ведомство не закупило по программе сердечно-сосудистых заболеваний расходные материалы на сумму в 364 миллиона гривен, тем самым, как выразился Тодуров, погубив больше жизни украинцев, чем война на востоке.
В Минздраве же назвали это заявление частью информационной войны против реформ, проводимых руководством министерства.
В проблеме разбиралась "Страна".
В чем Тодуров обвиняет Супрун
"Я абсолютно ответственно заявляю, (и могу это повторить в суде) ваша небрежность унесла больше жизней украинцев, чем война за последние годы", - написал Тодуров на своей странице в Facebook.
"Вы понимаете свою ответственность (в том числе и уголовную) за халатное отношение к своим обязанностям? И это только по программе ССЗ. Что говорить о других? Вы кажется решили лечить онкологию профилактикой? Ваш зам - Линчевский заблокировал работу Института Сердца. Не подписал ни одного официального документа за последние 4 месяца. Уже Четвертый месяц он отказывает нам в открытии филиалов в Донецкой и Луганской областях, где население и военные вообще остались без кардиохирургической помощи. Это просто глумление над людьми. Вы лично отказали нам в программе "искусственное сердце"( представлено в ролике поздравления президента, как лучшее достижение Украины в 2016 году) даже после обращения к вам нескольких народных депутатов. Вы- члены правительства, которых мы наняли на работу отгородились от специалистов новой охраной и просто физически не пускаете нас в здание МОЗ! При всем при этом ведете себя как аниматоры в дешевом турецком отеле!!! И Вам смешно? После стольких смертей по вашей вине? Бегите, пока я не подал на вас в суд", - отметил врач.
Ирония состоит еще и в том, что сперва Тодуров написал этот пост под комментариями одной из фотографий Супрун, на которой она и ее коллеги в футболках с надписью "Детройт против всех" (слова из известной американской песни, Детройт - родной город Супрун), за что и.о. министра внесла выдающего кардиохирурга в "черный список" на своей странице в ФБ.
Тогда врач озвучил свою позицию публично, и к вечеру 1 января получил многотысячную поддержку интернет-пользователей.
Но официального ответа от Минздрава не было еще двое суток. Пока там молчали, мнения людей, работающих в сфере здравоохранения, разделились. Многие поддержали слова Бориса Тодурова.
Например, бывший министр здравоохранения Олег Мусий не только выразил поддержку Тодурову, но и заявил, что неоднократно требовал от премьер-министра Владимира Гройсмана назначить вместо Ульяны Супрун другого главу Министерства здравоохранения Украины.
"Ситуация вокруг так называемой новой команды Минздраву и их "удивительных" инициатив с "реформами" для прикрытия собственной некомпетентности перерастает в большой публичный скандал. Чего только стоит "крик души" ведущего украинского кардиохирурга Бориса Тодурова. Убежден, что это только первая ласточка (смелая среди остатков профессионалов в медицине). Наш Комитет неоднократно предупреждал об этом Премьера начиная с октября 2016-му. На всех часах вопросов к правительству в Раде на замечания многочисленных депутатов о вопиющие проблемы в Минздраве он уверял что лично за все отвечает и контролирует. Не хотелось бы, чтобы Владимир Борисович так рано закончил свой премьерский взлет из-за халатности назначенных им в обход Совета бездарей. Но это уже его выбор как и ответственность", - пишет политик на своей странице в Facebook.
Другие защитили Супрун. Третьи обвинили самого Тодурова, мол, Институт сердца финансировал бывший мэр города Леонид Черновецкий, а сам Тодуров в 2014 году спас от инфаркта Нину Семеновну Аксенову, мать главы аннексированного Крыма Сергея Аксенова.
Сам Тодуров в ответ на это заявил, что будет спасать любых мам и пап, независимо от их политических взглядов.
"За 30 лет работы я прооперировал более 9 тысяч пациентов, среди них было множество пап и мам разных людей, и я обещаю, что и впредь буду оперировать пап и мам, вне зависимости от того, кто их дети, потому что моя обязанность - спасать человеческие жизни. Судьи судят людей, прокуроры и милиция ловят преступников, есть система наказаний, а моя обязанность - спасать, поэтому будьте уверены: ваших папу и маму, независимо от ваших политических взглядов, я буду спасать так же добросовестно, как и маму Аксенова", - ответил на это кардиохирург.
Если оставить за кадром личные претензии к Тодурову, в сухом остатке острейшая проблема закупки для лечения сердечно-сосудистых заболеваний никуда не делась. Дело в том, что по этой программе финансировался не только Институт сердца, эти материалы должны были закупить и для других институтов - Амосова, Шалимова, Стражеско.
Какая позиция Минздрава
После двух суток молчания в Минздраве призвали общественность отделять факты от суждений. В ведомстве привели данные статистики, что от сердечно-сосудистых заболеваний только в 2015 году, еще до вступления Супрун в должность, умерли 420 000 человек.
"Причины столь высокой смертности связаны с неправильным образом жизни, избыточным весом и поздним выявлением различных болезней. Одна из важнейших причин такого положения вещей - несовершенство первичного звена в Украине. При лечение причины болезни уровень смертности можно значительно снизить. Но для этого нужно финансировать не какой-то конкретный центр высокоспециализированной помощи, а, прежде всего, систему первичной медицинской помощи", - говорится в ответе Минздрава.
Что же касается закупки за государственные средства 2016 по направлению "сердечно-сосудистые заболевания", в Минздраве говорят, что они впервые будут осуществляться через международную организацию, а не министерством.
"Это делается именно для того, чтобы Вы получали медицинские средства лучшего качества, в достаточном количестве и по честным ценам. 12 декабря 2016 был подписан окончательный договор с одной из международных организаций, ответственного за закупки по данному направлению на сумму 357 200 000 грн. Уже 28 декабря был объявлен первый тендер", - заявляют в ведомстве.
Сторонники Супрун, в свою очередь, считают, что кампания против главы ведомства развязана коррупционерами, которым Супрун не дает наживаться на поставках лекарств. Самого Тодурова обвинили в закупках лекарств по завышенным ценам.
Винницкий доктор Александр Яцина в защиту Супрун говорит, что в приоритетах ведомства - охрана здоровья всех украинцев, а не только пациентов кардиохирургов.
"Я не имею возражений относительно профессиональной способности хирурга Тодурова, но за его высказывания в отношение других профессиональных деятелей считаю его хамом! За 3 месяца работы обвинять кого-то в жертвах больших, чем в АТО, - это просто ужас (получается, что для Тодурова Путин лучше, чем наш Минздрав). Конечно, каждый отстаивает свои интересы и, конечно, для кардиохирургии только свои интересы, а для министерства - охрана здоровья в целом Украина. Немного сарказма - пусть лучше полсотни детишек умрет ради одной амбиции врача Тодурова", - пишет врач в Facebook.
Почему буксует закупка
Впрочем, проблема с закупками лекарств международными организациями (на которые с 2015 года перешла Украина) действительно имеется и очень острая. "Страна" о ней неоднократно писала.
Дело в том, что само Министерство здравоохранения не имеет никакого влияния на эти структуры, на то, что они закупают, по какой цене, у кого, какие сроки годности таблеток, сроки поставок. Договорами даже не предусмотрены штрафные санкции в случае, если сроки поставок будут сорваны или же лекарства будут не того вида и качества.
Несовершенство самих договоров между ведомством и международными организациями лучше всего раскрывается фактами: за первое полугодие 2016 года план поставок реагентов по программе детской онкологии выполнен на... ноль (!) процентов, на 16% выполнен план по лекарственным средствам и средствам медицинского назначения по детской онкологии, по лекарствам от туберкулеза план был выполнен на 42%, изделия медназначения по борьбе со СПИДом закуплены всего на 4%.
Более того - в 2016 году не был целиком выполнен план по закупкам за 2015 (!) год, а к закупкам за 2016 в ведомстве и вовсе не приступили. Что уж говорить о том, что на дворе нынче 2017-й.
"Все намного хуже, чем говорит Тодуров, - считает председатель общества по защите прав пациентов Виктор Сердюк. - В 2016 году не было закупок по лечению сердечно-сосудистых заболеваний, то же самое происходит по онкологии, то же самое по туберкулезу".
Перечень причин, по которым закупки идут так медленно, - обширен. Это и проблемы с утверждением номенклатуры необходимых лекарств, и сложность проведения самих тендеров (предварительно Минздрав должен собрать заявки из регионов о потребностях в лекарствах, затем Минздрав передает на администрирование международным организациям определенные программы, затем идет предварительный сбор заявок от заинтересованных производителей, поставщиков и дистрибьюторов по каждой программе отдельно), и дыры в законодательстве, из-за которых для блокирования процесса госзакупок может использоваться даже процедура оспаривания (в Украине было такое, что медицинские тендеры оспаривали производители кожгалантерейных изделий).
Все это, однако, не снимает вины руководство Минздрава (в том числе и нынешнего), которое не смогло до сих нормализовать ситуацию с закупками.
Новые подходы Минздрава
Но и это еще половина проблемы. Вопрос в том, что в МОЗ хотят кардинально поменять подход к лечению болезней.
Возьмем, к примеру те же сердечно-сосудистые заболевания.
Институт сердца или другие институты (Стражеско, Амосова и тд) выносят вердикт, какую операцию следует делать больному, например, стентирование. Бюджет, по идее, должен оплатить закупку стентов и тогда они ставятся людям бесплатно. Если закупок за госсредства нет, то пациенты должны их оплатить самостоятельно.
В Минздраве же основной упор хотят делать не на медицинской помощи, а на профилактике. То есть, на пальцах это можно объяснить так - чтобы вместо стента закупать гипотензивные препараты, которые теоретически могут предупредить сердечно-сосудистые заболевания. Это получится гораздо дешевле (стоимость одного наипростейшего стента - это минимум тысяча долларов, а больному могут быть необходимы не 1 стент, а два или три).
В будущем, проблему сложных операций с дорогими препаратами правительство планируется решить за счет развития страховой медицины, систему которой планируется внедрить в ближайшие 4 года.
Ну а до тех пор лучше не болеть - бесплатных стентов не то, что не хватит на всех, их больше не будет ни для кого.
Между тем, наш источник, близкий к МОЗ, считает, что этот переход от выделения денег "на медицинскую помощь" (за продолжение которой ратует Тодуров) к финансированию "профилактики заболеваний" и стал главной, но не единственной причиной конфликта кардиохирурга с Супрун. Ведь на закупки международным организациям отдали не только непосредственно лекарства, а и те самые стенты, и ампулы препаратов, растворяющие тромбы, и спирали, и клипсы и прочее.
"Проблема со срывами сроков по закупкам действительно серьезная. Правда, когда Тодуров говорит о десятках тысяч смертей это следует понимать, что это все-таки потенциальные смерти тех людей, у которых не будет средств закупить стенты за свой счет в случае отсутствия бюджетных закупок", - сказал наш собеседник.
На деньги бюджета закупят "Виагру"
И напоследок. В одном из условий проведения спешно объявленного тендера на закупку препаратов от артериальной гипертензии "Страна" обнаружила, что ПРООН (одна из международных организаций, которая занимается закупкой лекарств для Украины) будет закупать препарат "Силденафил".
В данном случае нельзя не упомянуть, что торговым названием этого препарата является хорошо известная всем "Виагра".