В последнее время обострились отношения между главой правления "Укрзализныци" поляком Войцехом Балчуном и Министерством инфраструктуры в лице главы ведомства Владимира Омеляна. Так, последний заявил, что недоволен работой поляка по части реформирования госпредприятия и не видит результатов его работы. А Балчун, в свою очередь, жалуется на тотальную коррумпированность вверенного ему предприятия и за то, что все его инициативы саботируются.
Правда, в этом конфликте премьер Владимир Гройсман пока занял сторону Балчуна, дав ему год на реализацию реформ. Правда, предупредил, что "если, не дай бог, вы сойдете с рельсов в какую-то другую сторону, то ваш путь будет направлен на конечную остановку нашего с вами сотрудничества".
История болезни
Критика со стороны министра в отношении польского менеджера начала нарастать еще несколько месяцев назад. Так, "Страна" нашла колкие комментарии Владимира Омеляна на странице Балчуна в Facebook, датированные еще сентябрем. На пост поляка о том, что 100 дней со старта его работы "старая система показывала, что так легко не отдаст управление УЗ", министр ответил, что "довіра, як і кохання, має підтверджуватися реальними послідовними справами щодня".
Потом был обмен мнениями на счет жалоб зернотрейдеров в том, что совпали во времени ремонт вагонов-зерновозов и ограничения на перевозку автомобильным транспортом, на что министр ответил, что отмены ограничений не будет.
А за такой лирикой последовали куда более жесткие пикировки. Глава УЗ рассказал о масштабах злоупотреблений в компании на примере одного локомотивного депо Мелитополя ТЧ-3, где за пять месяцев, в результате борьбы с хищениями, было сохранено 1300 тонн топлива.
"Пять месяцев - миллион долларов. 7 - 8 тонн солярки ежедневно уходило "налево". Прямо из тепловоза в канистры. Машинист, помощник машиниста -"в деле ". Или непосредственно депо. Прямо в бензовоз. Здесь уже ранг высших начальников. Конкретные прайсы. Начальник депо - 500 тысяч гривен ежемесячно. Молчание работников ВОХР - 500 гривен за одну поездку, миллион гривен - за восстановление в должности начальника депо. Еще миллион ежемесячно - за невмешательство", - озвучил схему Войцех Балчун.
Есть и другие схемы, по словам Балчуна. Например, хитрости машинистов: вывод из строя системы контроля, порчи систем защиты теплового режима дизеля, слив топлива по ходу тепловоза.
"Задействованы все: железнодорожники, местные правоохранители и бандиты, скупщики топлива. Угрозы начальнику, который осмелился бросить вызов и начал ломать схему. Все это просто оперативная информация, установленные факты ", - констатировал Балчун.
На что министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что процесс адаптации нового руководителя УЗ затянулся. "Нынешняя задача - навести порядок, и пока удается не очень. Я не могу сказать, что новая команда - это "эпик фейл", но работать им там очень трудно", - сказал он и добавил: "Я рассчитывал, что процесс адаптации будет быстрее, но он затянулся".
О причине войны между министром и польским рокером существует две прямо противоположные версии.
Версия первая. Поляк перестал заносить кэш коррупционерам
В президентской фракции БПП один из собеседников "Страны" озвучил свою версию происходящего. Дело в том, что после Евромайдана УЗ возглавлял близкий к экс-премьеру Арсению Яценюку Борис Остапюк, после него на эту же должность пришел другой ставленник Яценюка Максим Бланк.
Работу обоих чиновников сопровождали громкие коррупционные скандалы. Например, Остапюк был отстранен от обязанностей в связи с проведением аудита на предприятии.
"От правоохранительных органов поступила информация о возможных злоупотреблениях в финансово-хозяйственной деятельности и факты коррупции в системе УЗ", - сообщила тогда пресс-служба правительства.
Спустя некоторое время в коррупции был обвинен и Максим Бланк. Силовики даже отрапортовали, что в октябре 2014 года во время обыска в квартире главы УЗ было найдено около 7 млн грн и 1 млн долларов, происхождение которых невозможно установить.
О коррупционных деяниях Бланка целый сюжет сделали журналисты программы "Схемы", после чего чиновник с ними долго и нудно судился, окончательно проиграв дело буквально несколько недель назад.
По версии нашего собеседника в БПП, задачей Омеляна (назначен по квоте "Народного фронта") на своей должности было сохранение предыдущих схем на УЗ с участием людей Яценюка, но с назначением поляка вся цепочка была разорвана.
Аналогичную версию озвучил "Стране" Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. По его словам, Балчун просто оказался не в то время не в том месте и по своему незнанию разрушил коррупционную цепочку интересов.
"Всегда существовала зависимость верхушки "Укрзализници" от министерства инфраструктуры, а того - от Кабмина. Сейчас с назначением Балчуна произошел простой конфликт интересов. Дело не в том, хороший он менеджер или плохой, а в том, что он должен делать откаты или заносы, а он не заносит кэш. Видимо, он и сам толком не понимает, куда попал и что от него ждут", - полагает аналитик.
Противостояние накалило и то, что в условиях своего контракта Балчун прописал, что придет не сам, а с проверенной командой - четырьмя польскими менеджерами, которым он целиком может доверять. Далее он затребовал с ряда руководителей среднего и высшего звена УЗ заявления на увольнения с открытой датой, о чем честно написал на своей странице в социальных сетях.
"Шантажа пост. Да, это правда. Я действительно имею от определенных менеджеров "Укрзализници" заявления на увольнение с открытой датой. Соглашаясь работать здесь, никогда не думал, что придется пойти на такой шаг. Кто-то называет это шантажом. Видимо, оно так и есть. Но – это Украина. И здесь, как показывают события, понимают только такой язык. А если нет другой мотивации к эффективной и прозрачной работе, будем действовать способом, к которому люди привыкли", - написал Балчун.
Такие кадровые решения вряд ли пришлись бы по душе желающим сохранить старые схемы. Впрочем, на звучащие со стороны Балчуна нарекания на то, что все схемы сохранены, сам министр инфраструктуры Владимир Омелян парирует: "Так и не могу понять, когда я мешал больше: когда отстаивал право Балчуна стать руководителем УЗ наперекор всем или теперь, когда требую от польской команды работать прозрачно, эффективно и системно, а не заниматься интригами и кулуарными договоренностями".
Примечательно, что под постом с критикой поляка на странице Омеляна - министра поддержал и упомянутый выше Борис Остапюк, который и вовсе предложил уволить "варяга", вернув на УЗ украинских специалистов-железнодорожников.
Поэтому очевидно, что разборки между поляком и министром инфраструктуры продолжатся, а в итоге рискуют еще больше усилить разлом по линии "БПП - "Народный фронт".
Версия вторая. Балчун - и есть источник коррупции, который привел с собой стриптизершу
Источник в УЗ на условиях анонимности рассказал "Стране" иную версию происходящего в компании. Мы приводим ниже его комментарий полностью.
"На сегодняшний момент основным источником коррупции в УЗ является ее руководство в лице Войцеха Балчуна и людей, которых он привел с собой. У УЗ есть конфликт с Министерством инфраструктуры, и конфликт спровоцирован как раз тем, что после корпоратизации Министерство хочет уйти от оперативного контроля УЗ. Это модель, по которой пошли в Нафтогазе.
Когда сформировали наблюдательный совет, УЗ должна была стать вторым таким кейсом: когда есть независимый наблюдательный совет, есть независимое правление с высокой зарплатой, которое разбирается в ситуации, чтобы Министерство не участвовало в оперативных деталях. Но с назначением поляка проблемы начались сразу.
Показательный пример – Балчун назначил личной помощницей Веронику Марчук, которая была замешана в очень неприятном коррупционном скандале в Польше. Она украинка по происхождению, но с 20 лет жила в Польше, изначально работала там стриптизершей. В 2009 году правоохранители поймали Веронику в одном из варшавских ресторанов при получении 100 тысяч злотых взятки (около 280 тысяч гривен). В свое время Марчук-Пазура сильно помогла Войцеху Балчуну, по данным польских СМИ, в раскрутке его рок-группы. Но она никогда не работала на железной дороге, не руководила никаким системным бизнесом – у нее нет никакого бэкграунда, который бы говорил об адекватности ее назначения на этот пост в УЗ. Она просто приближенный к Балчуну человек. И вот Балчун назначил ее своей помощницей. Ходят слухи, что они с ним даже состоят в любовной связи. А потом Балчун еще и нанял отдельного человека по безопасности, которого вышибли за коррупцию из СБУ.
Можно было бы говорить, что Балчун окружает себя доверенными людьми, чтобы эффективно проводить реформы, если бы он был перспективным менеджером и понимал, какие реформы он проводит. Но в отличие от того же Игоря Смилянского, главы "Укрпочты", он как всадник без головы: он вообще не компетентный на этой должности. Просто не компетентный.
Балчун изначально вообще даже сам говорил, что он не суперменеджер, но чем-то очень сильно понравился Владимиру Гройсману, поэтому его и назначили председателем правления УЗ, хотя там были и другие достойные варианты. Больше всего шансов, кстати, было у поляка Ремигиуша Пашкевича, который сейчас входит в правление УЗ, занимается инфраструктурными вопросами, и который в иерархии на польской железной дороге стоял выше Балчуна. Но по какому-то стечению обстоятельств, назначили главой правления УЗ именно Балчуна.
Естественно, Министерство изначально требовало от него плана по реформированию УЗ – плана этого так и не последовало. Он сделал номинальную презентацию, и все. Потом требовали, чтобы Балчун предоставил план развития УЗ. Его не было в течение первых двух месяцев. После чего туда откомандировали товарища, который сформировал для поляка этот план, который представили общественности как "стратегию Балчуна". Но план этот был вообще несостоятельный, без цифр.
Так что Министерство инфраструктуры заняло агрессивную позицию в отношении Балчуна, потому что им надо показать результат, а результата нет. Уже полгода.
Кого подразумевает Балчун, говоря о коррупции в УЗ? Кадровая структура УЗ поделена на вертикали. Каждый член правления курирует какое-то направление. Коррупция в УЗ существует на всех позициях совершенно разного уровня. Например, коррупция при назначении, покупка должностей, откаты с должностей, тендерные откаты – это основные источники коррупции. Балчун в курсе истории про некоего начальника регионального управления, от которого член правления УЗ Сергей Михальчук, которого подозревают в связях с братьями Дубневичами (нардепы от БПП Богдан и Ярослав Дубневичи, одни из самых богатых кэшевых декларантов в рейтинге "Страны" – прим.ред.), требовал откат от строительных работ – Михальчук тогда инфраструктурой заведовал. Но поляк по этому поводу ничего, насколько я знаю, не делал. Никаких расследований не проводилось. Есть еще контрабандная история. Но коррупция в первую очередь присутствует при назначениях на местах.
Конфликт с Министерством у УЗ возник в том числе по причине того, что Министерство требовало соблюдения процедур открытых конкурсов, чтобы в конкурсы на все должности от директоров департаментов и выше были привлечены внешние, незаангажированные люди – какие-то рекрутеры, представители наблюдательного совета. Чтобы новые люди могли прийти в систему, и чтобы исключить вопрос коррупции при назначении на должности. Сейчас же фактически открытые конкурсы не проводятся.
Есть еще нюанс с профсоюзами, на которых есть определенное давление, потому что профсоюзы участвовали в пикете ВР – было большое шествие летом. Профсоюзы они поддерживают контакты с теми партиями, которые будут организовывать предполагаемый тарифный Майдан. Это сильно беспокоит власти, потому что железнодорожный профсоюз – самый многочисленный в стране".