Знаменитая "Стена" Арсения Яценюка, которая позже превратилась в "Европейский вал", в первую очередь должна защитить Украину, не от русских танков, а от вторжения орд нелегальных мигрантов. Такое заявление сделал народный депутат от "Народного фронта" Антон Геращенко. Тема проекта Яценюка активно обсуждается в последние несколько дней - в частности, речь идет о крупном хищении средств. И чиновников могут посадить на 8 лет. Яценюк пока в обвинениях не фигурирует, но, очевидно, что скандал, в конечном итоге, бьет именно по нему. "Страна" разбиралась, как решается вопрос "Стены".
Мигранты или танки?
Летом этого года, уже подзабытая "Стена" снова стала активно обсуждаться украинскими политиками. Депутат от "Самопомощи" Елена Сотник выложила фотографии фортификационных сооружений, отметив, что ни сам забор, ни противотанковые рвы не смогут предотвратить незаконное пересечение границы. Не говоря о том, чтобы остановить военную технику.
После специальная антикоррупционная прокуратура заинтересовалась "Стеной". Как заявил глава САП Назар Холодницкий, сейчас расследуется уголовное дело. Яценюк в нем не фигурирует. Пока.
Сегодня, 22 августа, "фронтовики" Антон Геращенко, Андрей Тетерук и министр юстиции Павел Петренко (который свой путь в Кабмине начал как раз при Яценюке) дали брифинг по ситуации со "Стеной". Он был довольно короткий, но емким.
Геращенко заявил, что "Стена" задумывалась как защита от нелегальных мигрантов, а не от российского вторжения. "Задача данного комплекса инженерных сооружений – это не остановка танков, пушек или регулярной армии противника… Задача данного комплекса инженерных сооружений - это сдерживание нелегальных мигрантов, сдерживание диверсионно-разведывательных групп, контроль за тем, чтоб никто не мог незаметно пересечь границу", - сказал нардеп.
Его коллега Тетерук добавил, что ни в коем случае не надо воспринимать этот проект как систему фортификации, которая имеет целью исключить пересечение военной техники."Потому что в последнее время именно на этих манипуляциях было создано негативное отношение к созданию этого проекта", - заявил Тетерук, фактически продолжив линию "Народного фронта" еще с момента обвинений Елены Сотник (тогда в НФ назвали обвинения "инсинуацией в интересах России").
В то же время, в 2014 году, когда Яценюк и презентовал проект "Стена", он заявлял, что это направлено на защиту от "российской агрессии". И защита от мигрантов была упомянута, но всего лишь одним пунктом. По его словам, граница должна укрепляться для того, чтобы не было "незаконной миграции, торговли людьми, оружием и наркотиками, а также, чтобы не было "русских террористов и бандитов".
"Закрыли границу – тогда нет поставки российских военных, российской техники, оружия и террористов. Открытая граница – это означает, что выполнение мирного плана невозможно", - в частности, заявлял Яценюк.
А в 2015, когда проект из "Стены" превратился в "Европейский вал", премьер заявлял следующее: "Европейский вал строится и будет построен, линия безопасности строится (по линии разграничения сторон на Донбассе. - Ред.), функционирует, и мы не дадим возможности террористам, наемникам, бандитам, другим пособникам российского терроризма передавать оружие, пересекать госграницу, пересекать линию безопасности и отправлять туда ДРГ". И добавлял, что те, кто против, дадут "возможность получить путевку по ту сторону границы".
Ни "Стены", ни "Вала"
В Госпогранслужбе "Стране" сказали, что нет ни "Стены", ни "Европейского вала". "Забудьте про эти названия, - говорит пресс-секретарь ведомства Олег Слободян. - Есть план по обустройству украино-российской границы".
Геращенко на брифинге заявил, что на реализацию проекта необходимо около 4 млрд грн. Слободян также подтвердил это. По его словам, согласно смете, в год должны были выделять "плюс-минус миллиард грн". В прошлом году это было 400 млн, в этом - 200 млн, которые заложили в бюджет. Из них до пограничников дошло 74 млн грн.
Поэтому, вряд ли проект будет сдан в 2018 году, как планировалось изначально. А работы выполнены всего на 11% - потому, что финансирование также было всего на 11%, отмечает Слободян.
Несмотря на то, что в Госпогранслужбе нас заверили, что все работы проводились прозрачно и исключительно с государственными компаниями, прокуратура Черниговской области открыла уголовное производство в отношении лиц, нажившихся на строительстве так называемой "Стены". Там говорят, что должностные лица, реализовавшие проект, заключили незаконное соглашение с подрядчиками частного предприятия, которое предусматривало внесение аванса и приобретение материалов за счет заказчика.
Тем временем, в "Народном фронте" заявили, что будут требовать увеличения финансирования проекта.
"Мы будем лоббировать продолжение выделения средств на обустройство границы, контролировать их использование, чтобы они правильно расходовались и чтобы это приносило пользу нашей стране", - сказал Андрей Тетерук.
Идет борьба элит
По мнению политолога Вадима Карасева, скандал со "Стеной" негативно бьет по имиджу Яценюка, который хочет вернуться в большую политику на фоне невыразительного правительства Гройсмана. А также и по НФ, который не хочет вместе с БПП терять рейтинг.
"Сейчас идет падение доверия к власти. К президенту, к парламенту. И "Народной фронт" хочет соскочить с этого и остаться на плаву, - говорит эксперт "Стране". - Конечно, власти это не нравится. Вот и всплывает "Стена", рюкзаки сына Авакова и так далее. Идет такая полуподпольная борьба между элитами".
Поэтому Геращенко и Ко решили дать брифинг, где попытались максимально обелить проект и доказать его важность и нужность. Карасев считает, что уголовное преследование Яценюку не грозит, но публичное осуждение - вполне. Уж больно позорно выглядит сейчас реализация проекта "Стена". "Народный фронт сейчас находится в обороне", - заключает Карасев.