Слухи о грядущем введении военного положения в начале минувшей недели всерьёз обеспокоили одесситов. Профильный закон бросились читать даже те, к с роду не читал никаких законов, а прочитанное стало одной из наиболее популярных тем для обсуждений.
Впрочем, сегодня, спустя неделю после того, как режим военного положения вступил в законную силу, одесситы несколько подуспокоились.
Дела житейские
Самым надёжным барометром общественных настроений вот уже много лет являются информационные табло обменных пунктов. И в этот раз они тоже не подвели.
Уже в понедельник, 26 ноября, когда вопрос введения военного положения только обсуждался, курс взлетел на гривну: примерно с 27,9 гривны до 28,8 гривны и выше. После успешного голосования за введение военного положения, во вторник, курс благополучно преодолел 30-гривневую отметку. Однако на этом всё и закончилось: уже на следующий день курс снизился до 28,5-28,7 гривен, а к концу недели закрепился на отметках в 28,2-28,3 гривны за доллар. Впрочем, это всё равно примерно на 30-40 копеек выше "довоенных" значений.
По всей видимости, расчёт был на извечный экономический инстинкт граждан Украины: в любой непонятной ситуации скупать валюту. Однако если такие расчёты и правда были, то они не оправдались. Возможно, связано это в том числе и с тем, что произошло всё это в "неудачное" для спекулянтов время: конец месяца, и у людей на руках свободной гривны практически нет. К тому же на носу новогодние праздники – время, когда граждане Украины, наоборот, "сбрасывают" валюту для покупки подарков и на иные траты.
Ну, а ближе к концу недели сыграли свою роль заверения чиновников о том, что никаких экстремальных событий ни в экономике, ни в других сферах жизни в связи с введением чрезвычайного положения не ожидается, и курс пошёл вниз.
Аналогичная ситуация – и в других областях: к примеру, ожидавшегося многими ажиотажа в смысле скупки имеющих долгие сроки хранения продуктов питания не наблюдалось вообще. "Изменений структуры спроса мы не фиксируем, - рассказывает сотрудник отдела сбыта одной из крупных одесских торговых сетей. – В 2014 году – да, такое действительно наблюдалось, скупали консервы, крупы, свечи и тому подобное. Сейчас же спрос абсолютно обычный".
Власти успокаивают, но готовятся
28 ноября губернатор Одесской области Максим Степанов дал пресс-конференцию, на которой заверил жителей региона, что никаких чрезвычайных мер в связи с введением военного положения не предполагается. По словам руководителя ОГА, не планируется вводить комендантский час, ограничивать торговлю алкоголем, а уж тем более – проводить мобилизацию на общественные работы, реквизиции имущества и тому подобное. Чрезвычайные меры, которые будут предприняты в связи с введением военного положения, по его словам, ограничатся сферой безопасности: будет усилена охрана вокзалов, аэропортов и т.п.
В Одесской мэрии говорят, что ничего экстраординарного также не планируют, и лишь продумывают меры для обеспечения жизнедеятельности города на случай возможных экстраординарных событий. Впрочем, это как раз понятно: если что, чрезвычайные меры в любом случае будет вводить в действие не мэрия, а созданная вместо неё военная администрация. Однако создавать её никто не собирается – по крайней мере, пока.
Полиция региона в связи с введением военного положения переведена на усиленный режим несения службы: для полицейских введён 12-часовой рабочий день, сотрудников отзывают из отпусков. Правоохранители будут заниматься той самой охраной ключевых объектов, также предполагается воссоздать существовавшие в 2014 году блокпосты на выездах из Одессы и на основных автомагистралях в области. Также готовятся усилить патрулирование улиц, усилить мероприятия по проверке документов. Правда, по этому поводу пока ждут конкретных распоряжений из Киева.
Начали работу по законам военного времени и военкоматы. Уже с 3 декабря здесь начнут работу с резервистами, которых призывают на учебные сборы. Как правило, речь идёт о людях, ранее уже принимавших участие в военных действиях на Донбассе: их отправят повышать боеготовность в учебные центры по всей Украине, а также в составе бригад ВСУ. Часть военных разместят в печально известном одесском детском лагере "Виктория", где в сентябре 2017 года случился пожар, унесший жизни троих школьниц.
Предположительно, сборы продлятся 2-3 недели – к новому году резервистов обещают распустить по домам.
Что же касается мобилизации, то на вопросы о ней в военкоматах отвечают уклончиво: дескать, на всё воля высшего руководства, прикажут – проведём. Впрочем, в неофициальных беседах сотрудники военкоматов говорят, что работу по подготовке к мобилизации провели ещё летом, если что – готовы приступить к практическим действиям буквально в любую минуту.
Пока неясно, будут ли проводиться инженерные мероприятия по укреплению обороноспособности, вроде рытья окопов и оборудованию огневых точек на побережье, памятные одесситам по 2014-2015 годам.
А по крайней мере в двух одесских вузах преподавателей обязали провести со студентами воспитательные беседы на тему того, почему введение военного положения было необходимо именно сейчас. Преподавателям рекомендовали особенно обратить внимание на озвученные президентом данные о том, что Россия готовит прямое вторжение в Украину, в том числе и с территории непризнанной ПМР.
Впрочем, сообщившие об этом автору этих строк преподаватели заранее сказали, что не будут "заниматься этой ерундой".
Слухи грозные, ужасные
Конфликт в Керченском проливе и введение военного положения остаётся наиболее актуальной темой в одесских социальных сетях. В крупнейшем одесском паблике "Моя Одесса" в Facebook (198 тысяч участников) на минувшей неделе наблюдался буквально всплеск публикаций ура-патриотического характера – преимущественно репосты различных лидеров мнений пропорошенковского толка, убеждавших сограждан в оправданности введения военного положения и винящих скептиков в недостатке патриотизма, а то и прямой государственной измене. Немало писали и о судьбе арестованных украинских военных моряков, среди которых, как известно, были и одесситы.
Впрочем, если содержание публикаций носило пропрезидентский характер, то вот комментарии (а их под наиболее резонансным постом могло набраться несколько сотен) выражали, как правило, иную точку зрения. Морякам как правило сочувствуют, однако винят в их бедах больше Порошенко, нежели российские власти. А идею с введением военного положения склонны считать скорее предвыборным пиар-ходом, нежели чем-то, что обусловлено реальной военно-политической необходимостью.
Правда, ближе к концу недели и эти страсти тоже улеглись, а публикации военно-патриотической тематики оказались вытеснены более привычными темами: объявлениями благотворительной тематики, призывами о помощи бездомным животным и фотографиями города – тем более, что 1 декабря в Одессе прошёл первый в сезоне настоящий снегопад.