Министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус заявил о своей отставке. Об этом он сообщил на пресс-конференции, добавив, что Рада может проголосовать за его решение уже 4 февраля. По его словам, об уходе он сообщил только главе Администрации Президента Борису Ложкину.
Абромавичус решил уйти со своего поста не просто так - министр заявил, что причиной стало прямое вмешательство в работу министерства замглавы фракции БПП в парламенте Игоря Кононенко. "Страна" разбиралась в подоплеках нового скандала.
Перебросились обвинениями
"Силы зла хотят отмотать все обратно... Давайте избавляться от смотрящих, которые доют украинскую экономику... Все мы, кто из технократических людей шли в правительство, думали, что будет по-другому, что они получат политическую поддержку на самом высоком уровне", - заявил Абромавичус на пресс-конференции.
Дальше министр перешел к конкретике. "Эти люди имеют имена, и одно из этих имен я озвучу, – это Игорь Кононенко. Будучи представителем политической силы, которая выдвинула меня на пост министра, в последний месяц он сделал очень многое, чтобы блокировать мою работу и работу министерства", - добавил министр.
Игорь Кононенко в долгу не остался. Политик назвал заявления Абромавичуса попыткой "перебросить с больной головы на здоровую те вопросы, которые не сделали за год". При этом Кононенко не планирует подавать на министра в суд.
В Генпрокуратуре говорят, что громкие обвинения Абромавичуса будут рассмотрены только в случае его обращения в ведомство. "Если это были не красивые слова для прессы, а реальные обвинения с доказательствами, мы ждем господина Айвараса у нас", - сказал "Стране" спикер ГПУ Владислав Куценко. В пресс-службе министра нам затруднились сказать, планирует ли он обращаться в прокуратуру.
В БПП пока еще не определились, как реагировать на демарш министра и официальной позиции по заявлению Абромавичуса еще нет. "Мы пока не собирались фракцией и не обсуждали этот вопрос", - сказал нам замглавы фракции Алексей Гончаренко. Зато отношение к ситуации выразил посол США в Украине Джеффри Пайетт. "Один из лидеров реформ в украинском правительстве... верящий в будущее, которого заслуживает украинский народ", – написал Пайетт в своеи Твиттере.
"Решил уйти, потому, что прижали"
За день до заявления министра, фракция БПП вызвала его на ковер. "У нас были к нему некоторые вопросы, - рассказывает Гончаренко. - Поэтому выглядит странным, что он решил заявить о давлении именно сейчас, хотя по его словам, оно длится давно. Мы бы очень хотели, чтобы Айварас пришел на заседание фракции и мы могли обсудить его решение уйти в отставку".
По словам бывшего зама Абромавичуса, а ныне советника Михаила Саакашвили, Саши Боровика, определенное давление на команду технократов, было с самого начала.
"Технократов изначально постоянно вызывали на Банковую и говорили со всех сторон, что нужно делать и как жить. Понятно, что под такими прессом очень тяжело", - сказал нам Боровик.
Впрочем, он уверен, что не это стало главной причиной заявления Абромавичуса. "Он не поднимал вопрос до тех пор, пока его не прижали. У меня есть два предположения – либо президент уже давно списал его со счета, либо Айварас просто заявил на эмоциях. Тем более, с президентом этот вопрос не обсуждался", - говорит он.
Политолог Вадим Карасев не исключает, что Абромавичус просто сыграл на опережение. "Скорей всего, это была попытка опередить президента, который наметил своего человека на этот пост. Заодно и предупредить других технократов", - говорит он.
С этой мыслью согласен и Боровик: "Вопросы относительно работы Айвараса периодично поступали. Так что неудивительно, что он не поднимал много шума, пока не стал вопрос о его отставке".
"Нас может ждать кризис"
Что последует дальше за скандалом – пока неясно. Не исключено, что в Раде вообще не хватит голосов для отставки Абромавичуса, а значит, он останется на своем посту. Похожая ситуация была с министром здравоохранения Александром Квиташвили, который планирует уйти в отставку еще с осени прошлого года. Но голосования за это не было до сих пор.
С другой стороны, намерения министра покинуть свой пост может свидетельствовать о начале большой политической игры. Боровик не исключает, что отставка Абромавичуса может привести к новому кризису в парламенте и Кабмине, а значит – повлечь за собой внеочередные выборы. "И тогда Айварас может прийти с политической силой, чтобы выступать уже не как просто технократ, а как человек с политической поддержкой, которой у него сейчас нет".
Но в отличии от, например, экс-главы СБУ Валентина Наливайченко, Абромавичус никогда не выделялся яркой политической волей, поэтому маловероятно, что он будет создавать партию под себя. "Если он и пойдет в политику, то с кем-то, например, присоединится к команде Саакашвили", - считает Вадим Карасев. Так уже сделал экс-министр экологии Игорь Шевченко. Правда, по словам Боровика, отношения с Абромавичусем у них до сих пор не наладились и сейчас они не общаются.
В любом случае, если отставка министра состоится, это действительно может спровоцировать новое обострение в рядах украинской власти. Редактор "Левого берега" Соня Кошкина проводит интересную параллель между нынешней ситуацией и кризисом в правительстве Ющенко-Тимошенко. В частности, она вспоминает скандал с госсекретарем Александром Зинченко, который в 2005 году подал в отставку, обвинив ближайшее окружение Виктора Ющенко в коррупции. Это в итоге привело к отставке правительства Тимошенко.
Год в кресле. Чем запомнился Абромавичус
1. Министр с двойным гражданством. Литовец Абромавичус сохранил свой родной паспорт, несмотря на полученное украинское гражданство. Правительство Литвы разрешило ему оставаться гражданином своей страны, а вот в Украине двойное гражданство запрещено.
2. Предложил в несколько раз повысить зарплаты чиновникам, так как "эффективно работать за 300 долларов невозможно".
3. Выступил с решением отменить трудовые книжки, но пока реформа так и не вступила в силу.
4. Заявил о пропаже 250 тысяч тонн зерна из Госрезерва и десятков тысяч тонн топлива на одной из баз. Абромавичус подсчитал, что сумма убытков - 880 миллионов гривен.
5. Предложил продавать государственные предприятия иностранцам.